Хавьер Серрано Ортелано, клинический психолог, характер-аналитический терапевт, специалист по человеческим системам, оргон-терапевт, тренер P.B.C и Вегетотерапии, научный руководитель и директор Испанской Школы Райхианской Терапии (Es.Te.r), член Европейской Психотерапевтической Ассоциации.

Аннотация

В статье автор знакомит читателя с некоторыми эпизодами из жизни нейропсихиатра Федерико Наварро (1924-2002), начинавшего как психоаналитик, одного из пионеров Райхианского движения в Европе и Латинской Америке, автора многих книг по клинической практике. Федерико Наварро скончался в октябре 2002 года. Статья также содержит сведения о профессиональных и личных отношениях автора с Ф.Наварро и подводит итог его наиболее значительным клиническим достижениям.

 

Краткая Биография

Федерико Наварро родился 16 июля 1924 года в Неаполе. Его отец руководил небольшой транспортной компанией, а мать занималась домашним хозяйством. Отношения в семье не были теплыми. Как Ф.Наварро вспоминал в одном из интервью, «наболее властной и подавляющей фигурой в семье была мать. Она постоянно твердила о том, как важно учиться, ведь сама не получила образования. Она, бывало, говорила: «Учись, а не то останешься, как твой отец, невеждой». Такое отношение матери к отцу, словно оскопляющее его, оказало на меня сильное влияние. Я помню, как мать настойчиво твердила, что в жизни важнее всего долг, а не удовольствие». В 1940 году, когда началась война, Наварро был еще студентом. Отец его сочувствовал антифашистам, хотя сам участия в антифашистском движении не принимал. Дядя со стороны отца был, напротив, антифашистом действующим, социалистом. Именно он стал для Наварро авторитетом и образцом для подражания. Наварро принимал участие в движении Сопротивления и вместе с большинством жителей Неаполя, в восстании, поднятом в городе, чтобы помешать нацистам бежать перед лицом наступающей американской армиии. Однажды Наварро пришлось стать свидетелем гибели друга, и это событие оказало на него большое воздействие. Он всегда вспоминал о нем с чувством скорби.

Когда американцы установили в Неаполе временное управление, Наварро и многие его сверстники-антифашисты сформировали слой образованного класса, городской интеллигенции. Среди товарищей Наварро был Франческо Росси, впосдедствии ставший семейным врачом семьи Наварро, Джорджио Наполитано, бывший министр внутренних дел, Рафаэль да Каприа, Антонио Чирелли и Энрико Церниа. Наварро сотрудничал с «Радио Неаполь», принимая участие в создании научных програм.

В университет Наварро поступил еще в 1942 году. По настоянию отца Наварро учился праву, но его тетя укрепила молодого человека в желании изучать медицину, что он в конце концов и сделал, несмотря на то, что лишился финансовой поддержки отца.

Наварро закончил университет в 1948 году, его первой специальностью была cудебная медицина. Она давала ему возможность зарабатывать на жизнь, проводя вскрытия и расследования. Через год Наварро был призван врачом на флот, получил назначение в Австралию, где познакомился с Ф.Лебойером, доктором из ООН. По прибытии в Австралию, после 26-дневного рейса, Наварро заболел туберкулезом, был списан на берег и в течение нескольких месяцев проходил лечение. Впоследствии Наварро работал в Институте рака в Неаполе, одновременно продолжая обучение патоанатомии.

В 1946 году Наварро женился на Анне-Марии. В 1953 году у них родился первый ребенок, Диего. За два года до этого события председатель Антропологической комиссии сообщил Наварро о готовящемся конкурсе на должность врача в клинике для психически больных, находящийся в ведении Министерства юстиции. Хотя Наварро не был психиатром, он смог претендовать на эту должность благодаря диплому судмедэксперта. Наварро выиграл объявленный конкурс и одновременно с новой должностью начал обучение по специальности «нейропсихиатрия» во Флоренции. В то же время он изучал психоанализ у Мусатти и намеревался продолжать свое психоаналитическое образование.

В ноябре 1954 Министерство юстиции искало врача-психиатра, готового отправиться в Могадишо, Сомали, чтобы совместно с ООН организовать центр реабилитации и переподготовки несовершеннолетних. Наварро предложил свою кандидатуру и был напрален в Сомали. Вот как он описал свой опыт работы в Африке: «ООНовская администрация Сомали была добросовестна и хорошо организована. Каждый день меня сопровождали в больницу, расположенную в одном из районов. Однажды там случилось восстание против итальянских властей, поэтому я был предупрежден об опасности появляться в этом районе в одиночку. Но я не обращал внимания. Я помню местных жителей, которые однажды сказали мне, что здесь мой дом и я могу остаться с ними навсегда.

Я провел прекрасный год в Сомали, до конца октября 1955. Когда наш центр был уже создан, нам потребовались материалы для учебного процесса. Я обратился к итальянской администрации. Вот какой состоялся у нас разговор:

— Помимо зарплаты, вы получаете средства на свою миссию?
— Да
— Когда вы приехали, администрация выделила вам дом?
— Да
— Вам предоставили джип?
— Да
— Отношение к вам хорошее?
— Да
— Чего же вы еще хотите?
— Что значит, чего я еще хочу? Я хочу работать. Для этого я сюда приехал.
— О чем вы говорите? Наше присутствие в Сомали необходимо лишь для того, чтобы показать ООН, что мы можем обеспечить управление, но на Сомали нам плевать.

Я был в ярости. «Я приехал сюда, чтобы работать в своей области. Если вы считаете меня экзальтированным идиотом, отправьте меня первым же самолетом в Италию. Я не ради денег сюда приехал. Если бы я хотел денег, то остался бы в Италии. Я приехал помочь Сомали. Если это не нужно, прощайте.

Я вышел из кабинета. Через неделю я вернулся домой».

Еще до возвращения в Италию, в Могадишо, Анна-Мария родила второго ребенка в семье — дочь Фаусту. Это произошло в 1954 году. После родов Анна-Мария вернулась в Италию, а Наварро еще несколько месяцев провел в Сомали.

Вернувшись в родной город, Наварро продолжил работать в судебной психиатрии. Вскоре он получил повышение и стал директоро, при этом он не прекращал изучать психоанализ у Леви-Бианчини.

В 60-е, когда Италия была охвачена протестными и революционными настроениями, Наварро не остался в стороне. Он вышел из Социалистической партии, хотя к тому времени занимал пост в региональном отделении партии. Он был единственным представителем лево-центристского крыла Пертини в Неаполе. Наварро считал, что партия обюрокрачивается, а ее лидеры все больше отрываются от реальности, от простых членов партии и народа.

В профессиональной сфере его политические взгляды выразились в присоединении к антипсихиатрическому движению. Вместе с Дж.Джервисом и другими коллегами он провел радикальные реформы в возглавляемом им центре.

Однако администрация учреждения противилась реформам и начала препятствовать работе Наварро, отказывая ему в лекарствах для эпилептических больных. Наварро был вынужден покинуть свой пост. К тому времени он завершил обучение в психоаналитическом подходе и начал частную практику как психоаналитик и нейропсихиатр. Его супервизором сначала выступал Перотти, а позже — Матте Бланко. Много лет Наварро был членом Международной Психоаналитической Ассоциации. Одновременно в его личной жизни происходили значительные изменения. Отношения с женой осложнились, что вскоре привело к расставанию. В 1958 году Наварро познакомился со швейцарской туристкой, у них начался роман, который закончился совместным проживанием и рождением в 1960 году сына Кристиано. Продолжительными эти отношения не стали, вскоре женщина вернулась на родину вместе с ребенком. В 1965 году Наварро познакомился с Робертой, бельгийским доктором. Вскоре они поженились. На фоне этих событий Наварро чувствовал нарастающую неудовлетворенность, что заставило его обратиться к юнгианскому анализу, который он изучал у  доктора Алдо Каротенуто. В 1966 году он сдал экзамен и вступил в Общество Аналитической Психологии в Риме.

В то же лето Наварро отправился в отпуск на остров Стромболи, взяв с собой антологию работ В.Райха, составленную Луиджи ди Марчи. Книга называлась «Теория оргазма» и была новинкой книжного рынка. Вот как Наварро вспоминает свой первый опыт чтения В.Райха:

«Я открыл для себя Райха на Стромболи и рассказал о своем открытии нескольким коллегам и друзьям. Мы собрались в 1966 году, чтобы обсудить идеи Райха. Этот новый дискурс показался нам интересным. Мы создали группу, посвященную чтению и изучению В.Райха. Группа собиралась раз в неделю, и вскоре мы пришли к выводу, что хотим сформировать терапевтическое направление, вдохновленное Райхом.

Единственным живым последователем и учеником Райха в Европе был на тот момент Ола Ракнес, живущий в Осло. Мы решили, что кто-то из нас отправится в Осло, чтобы начать работу по созданию Райхианского сообщества. Однако все мы были заняты текущей работой, которую не могли надолго оставить. Мы решили предложить Ракнесу приехать в Италию, провести с нами три летних месяца, занимаясь интенсивной терапией, а затем и отдохнуть. Ракнес принял приглашение. В течение трех лет подряд он проводил лето в Неаполе. Он терапевтировал пятерых из нас, в том числе нейропсихиатров. Я был одним из них. В то же время мы организовали курсы, и мало-помалу Райхианское движение начало развиваться. Взаимодействие Ракнеса с Райхом было плодотворным и в профессиональном, и в личном плане».

Ракнес был уже очень пожилым человеком, за 80, но молодым в душе, полным жизненной энергии и нежности. У него была выдающаяся клиническая интуиция, которая позволила Наварро разрешить личные проблемы, чего не удавалось достичь в прежнем опыте психоанализа. В работе Ракнеса Наварро увидел подлинное отражение идей В.Райха, а также сумел заметить отличие от Биоэнерготерапии Лоуэна, с которым Наварро познакомился несколькими месяцами ранее.

Вспоминая Ракнеса, Наварро отмечал: «Каждый терапевт должен обладать способностью поддерживать хороший энергетический «контакт», своего рода эмпатию к пациенту, уметь растопить лед, быть принимающим, уметь чувствовать другого человека. Ола Ракнес передал мне эту способность, он взращивал ее во мне. Он обладал удивительным даром успокаивать людей. Илзе Оллендор называла его «маслом, разлитым в бушующем море». Таким он и был».

Обучение у Олы Ракнеса подтолкнуло Наварро к открытию Центра В.Райха. К 1974 году Наварро с коллегами, в том числе Пиеро Борелли, основали Итальянское Общество Райхианской Оргонной Терапии (Societa Italiana di Richerche e Terapia Orgonomica (Sirto). Кульминацией деятельности общества стало открытие Европейской Школы Оргонной Терапии (Scuola Europea di Orgonoterapia” (SEOR) в 1979 году, которая связала учеников и последователей Наварро и Ракнеса, разбросанных по всей Европе. Одной из целей вновь созданной школы стало системное обучение терапевтов в пост-райхианской клинической практике.

Профессиональное самоопределение Наварро как оргонтерапевта вылилось естественным образом в пропаганду работ В.Райха, в частности его клинической практики, характер-аналитической терапии и вегетотерапии. Наварро называл себя оргонтерапевтом, вслед за Ракнесом, что значило быть «терапевтом жизненной энергии» и «исследователем жизни».

В.Райх первым описал витальную, жизненную энергию, энергию оргона. Эта концепция подразумевает целостное отношение к здоровью, а терапевтической целью в данном случае становится восстановление свободной пульсации энергии в живом организме и способности распределять и регулировать энергию, которые были нарушены травматическим опытом, воздействием постоянного стресса, которому подвергается ребенок в наиболее патриархальных семьях. Затем Райх дал своей клинической практике название характер-аналитической вегетотерапии, потому что считал термин «оргонтерапия» слишком инновационным, а сам феномен оргона недостаточно изученным. Термин «вегетотерапия» применялся с 1939 года, когда Райх стал активно пропагандировать этот метод.  Наварро при благожелательной поддержке Ракнеса разработал систему вегетотерапии, которая достигала тех же целей, что и оргонтерапия, столь же эффективно и добросовестно.

Термин «вегетотерапия» не является всеобъеблющим и полным, потому что ассоциируется прежде всего с растительным миром. На самом деле, он отсылает к вегетативной, или автономной, нервной системе,  понимание работы которой в 30-е годы продвинулось вперед благодаря книге немецкого терапевта, доктора Мюллера и его команды. Взаимоотношения между эмоциями и мышцами уже некоторое время изучались с точки зрения техник релаксации, например, в книгах Якобсона и Шульца, но получили, наконец, научное обоснование. Взаимодействие между органами, эмоциональными реакциями и мышечным напряжением стало очевидным.

Нервно-мышечная система отвечала хроническими зажимами, которые Райх назвал мышечным панцирем, на эмоциональные воздействия, что приводило к краткосрочным и долгосрочным психосоматическим последствиям. И психоанализ в целом, и Райх в частности видели связь между характером и мышечно-телесными реакциями. Это понимание стало отправной точкой характер-аналитической вегетотерапии, целью которой было устранение хронического мышечного напряжения, освобождение эмоций и сопровождающих их физических процессов, что позволило бы вегетативной системе, а, значит, и всему организму, функционировать нормально.

Осознание важности дыхания было прорывом в психосоматической медицине, так называемой телесной психотерапии, действенность которой сегодня подтверждается открытиями в области психо-нейро-иммунологии, исследованиями пост-травматического стресса, применением квантовой физики в биологии и медицине.

К 1968 году, знаковому в культурном отношении, Европа вновь открыла, хоть и частично, многие идеи Райха, ксающиеся психологии, секса и политики. Книги, поступавшие из США и посвященные биоэнерготерапии и другим видам телесной терапии, также знакомили европейцев с некоторыми райхианскими практиками, хотя и не в полной мере. Все эти тенденции способствовали активной профессиональной деятельности Наварро. Он писал статьи и книги, выступал с лекциями, вел курсы в Италии, Франции, Испании, а затем и в Латинской Америке. Наварро стал авторитетной фигурой, своего рода арбитром в пост-райхианском движении и в психотерапии в целом.

Клиническая практика и преподавательская деятельность Наварро охватывала многие страны, в том числе Испанию, где подразделение Европейской Школы Оргонтерапии было открыто в 1984 году. Я лично был членом школы с 1981 года. Оргонтерапия и пост-райхианские клинические методы становились все более популярными, опираясь на сложившееся системное образование (личная терапия, супервизия, теоретические и клинические курсы). Мы начали большое исследование клинической практики и профилактики, и в 1980 году в Италии и Испании вышло издание «Энергия, Характер и Общество», которое позаимствовало название у английского журнала «Энергия и Характер», издаваемого Д.Боаделла, добавив слово «общество», что отражало био-психо-социальный характер учения Райха.

Те годы были временем максимального распространения знания, и Наварро активно участвовал в этом процессе в Европе и Латинской Америке, особенно в Бразилии, куда он переехал главным образом по личным причинам. Он развелся с Робертой и начал новые отношения в Париже, с Николь, которые продлились несколько лет. Это были очень страстные отношения на начальном этапе, но мучительные впоследствии и закончившиеся расставанием.

Когда его роман с Николь только начинался, его бразильские студенты (Эмилио и Фелипе), обучавшиеся у Наварро в Париже, пригласили его прочитать несколько лекций в Рио-де-Жанейро. Там он познакомился с Сибель, у них начался бурный роман, что побудило Наварро переехать в Бразилию в 1987 году. Он способствовал становлению райхианского движения в этой стране, вместе с коллегами: итальянцем Умберто Либерати, работавшим в Сан-Паулу, Энрике, Фелипе и Беатрис де Паула из Рио-де-Жанейро, доктором Зена из г.Наталь, а также с моей помощью, когда я приезжал в Бразилию из Испании. Однако деятельность в Бразилии не мешала Наварро активно участвовать в европейских проектах. Три раза в год он приезжал в Европу, главным образом в Париж, Валенсию и Неаполь.

Он продолжал преподавание, проводил терапевтические сессии «поддерживающего» характера (ад-витам), посещал коллег из Европейской Школы Оргонной Терапии, навещал детей и родных. Происходили и институциональные изменения. Самое важное — преобразование Европейской Школы Оргонной Терапии в Международную Федерацию Оргономических колледжей, почетным президентом которой Наварро и стал. Жан-Луи Албина был секретарем этой федерации, а я — президентом. Целью Федерации было объединение пост-райхианских ассоциаций терапевтов всего мира, а не только Европы, на основании федеративного принципа и при взаимном уважении и помощи. Не все коллеги единодушно поддержали решение об объединении. Джино Фери, с котором у Наварро были очень хорошие отношения, вышел из Федерации. Наварро жалел об этом решении. Позже Фери вновь вступил в Федерацию вместе с возглавляемой им школой.

В Бразилии произошел и некоторый институциональный конфликт, который затронул Наварро лично. Это случилось на фоне разрыва с Сибель, с которой у него навсегда остались добрые отношения.

Несмотря на возраст, Наварро всегда говорил о себе как о «завидном холостяке». Однако, он больше не встретил женщину, с которой мог бы жить.

Рождение племянника, сына Кристиано, в Милане, настойчивые просьбы друзей и коллег, а также прочные к тому времени позиции райхианской терапии в Бразилии, побудили Наварро вернуться в Европу. Во время одной из поездок он был избран научным директором Института Оргонтерапии в Неаполе, который был основан его учениками и получил его имя: «Федерико Наварро». Но смерть близкого друга и коллеги Пиеро Борелли оказала влияние на его решение вернуться обратно в Бразилию. В Неаполе он чувствовал себя одиноко, потому что все его друзья и коллеги умерли. В Бразилии же он жил в прекрасном доме в Лагоа, его окружали молодые студенты и последователи, друзья и коллеги. Он чувствовал их любовь и восхищение.

Но в 1998 году, в возрасте 74 лет, страдая от рака легких, Наварро начал планировать возвращение в Неаполь, к более спокойной жизни. Он вернулся в 2000, а в июне 2002 последний раз совершил путешествие в Бразилию, воспользовавшись этой возможностью, чтобы посетить Сантьяго-де-Чили,  где выступил с лекцией в университете в качестве приглашенного профессора. 

Вернувшись в августе в Неаполь, он почувствовал себя настолько слабым, что решил отказаться от своих ежедневных обязанностей. Болезнь прогрессировала, Наварро осознавал, что его дни сочтены. Он не захотел проводить последние дни в больнице. Он остался дома, за ним ухаживал его сын Диего и Розелла, коллега, которая жила в другой части дома, а также ближайшие друзья. Наварро умер 9 октября 2002 от почечной недостаточности.

Я, вместе с коллегами из Испании и Латинской Америки, посетил его за две недели до смерти. Он был изможден и отказывался от лечения, зная, что умирает. Он хотел умереть спокойно, как его наставник — Ола Ракнес.

Я вспоминаю его мысли о Смерти.

«Честно говоря, я могу рассуждать лишь агностически. Я не верю в посмертную жизнь, не верю в реинкарнацию. Я верю, что энергия наших атомов продолжается во вселенной, но не как «я». Я верю в жизнь. Смерть же по сути не существует. Как говорили древние греки: «когда есть смерть, нет больше меня». Я, Федерико, сегодня уйду и все закончится. Бессмертие — это память, которую мы оставляем. Это не моя мысль. Это мысль Толстого, с которой я согласен. Перед лицом смерти лишь одно тревожит меня: я не смогу больше делать то, что я люблю, и я потеряю те человеческие связи, привязанности, которые исчезнут вместе со мной. Но смерть сама по себе — это просто опыт, и он любопытен».

Время, проведенное вместе

Я познакомился с Наварро в Барселоне на его мастер-классе в 1979 году. К тому времени, завершив свою психологическое образование, я осознал, что хочу работать в Райхианском направлении. Я  учился «Биоэнергетике» в Париже и психодраме в Барселоне, но именно на том мастер-классе, в выходные, проведеннные с Наварро, я понял, что впервые по-настоящему встретился в Райхианской терапией. Возможность учиться у Наварро определила мою профессиональную идентичность, которую я в то время уже ощущал, но в которой у меня совсем не было опыта. Меня привлекла структурированность этого дискурса, я почувствовал, что пост-райхианская терапия даст моей практике, чрезмерно интуитивной и недостаточно структурированной, необходимые теоретические и эмпирические основания, а также определит направление моих исследований и клинической деятельности в будущем. По приглашению Наварро я отправился в Неаполь для прохождения собственной терапии и изучения характер-аналитической вегетотерапии в недавно созданной Европейской Школе Оргонтерапии (SEOR), президентом которой был Наварро.

Когда в 1982 году я завершил собственную терапию у Пиеро Борелли, у которого я также проходил групповую терапию, я был принят в SEOR в качестве оргон-терапевта и долгие годы работал под супервизией Ф.Наварро в Париже. Он был моим личным наставником и поддерживающим терапевтом вплоть до своей смерти в октябре 2002 года. Постепенно мы стали коллегами и товарищами. Мы много совместно работали, вели курсы и участвовали в конгрессах, много раз жили в одном гостиничном номере — в Венеции, Бостоне и Вене.

Мы были членами международных ассоциаций, например, Международной Ассоциации Соматической Терапии, Европейской Ассоциации Телесной Психотерапии и Международного Научного Комитета по Телесной Терапии. Мы активно участвовали в создании IFOC, работая над укреплением связей между терапевтами Европы и Латинской Америки. Мы были по-человечески близки, я останавливался в его доме, а он — в моем, когда приезжал в Испанию.

Мы много разговаривали о профессиональных и личных делах, были знакомы с семьями. Наварро видел, как растут мои дети — Даниэль и Ирис. Он всегда привозил им игрушки. Мы планировали совместное времяпрепровождение и будущие встречи, и он всегда отмечал их в своем большой французском органайзере, который всегда возил с собой. Во время своего последнего приезда в Париж на конгресс IFOC он познакомился с Роксаной, моим партнером, и нашей дочерью Андреа, которой едва исполнился месяц. Я знал о его личных делах, а он о моих.

Мы всегда могли откровенно разговаривать, нам нравилось проводить время вместе, между нами существовала настоящая близость, интимность, взаимопонимание. В последние годы Наварро все больше и больше закрывался от внешнего мира, чему способствовала прогрессирующая глухота. С ним стало сложнее общаться. Но у нас по-прежнему случались моменты душевной и профессиональной близости, несмотря на его разочарование и усталость, связанную с личными и профессиональными обстоятельствами.

В ESTER мы всегда были рады ему как дорогому гостю, как большому авторитету в преподавании и практике. Именно таким авторитетом он был и остается для нашего института. Он был нашим дорогим учителем и коллегой, большим другом всем нам, с которым мы делились опытом, у которого мы учились, да и просто проводили беззаботные радостные минуты: ели паэлью под пальмами, обедали в доме Маноло и Марии, слушали песни под аккомпанемент гитары Хуана. Нам всем дороги воспоминания об этих моментах. Его интересовала наша внутренняя динамика как организации, но он не задавал вопросов, при этом подчеркивая, что находит в нашей команде слаженность и закономерное развитие. Скажу даже, что он проявлял своего рода робкое восхищение. Со своей стороны, мы делали все, чтобы он чувствовал себя нашим особым гостем, Учителем и наставником нашей скромной школы.

Профессиональный вклад

Наварро был блестящим клиническим терапевтом. Он обладал великолепной интуицией, способностью анализировать специфику, хотя из-за его личных особенностей ему было сложнее работать с более примитивными, ядерными пациентами. Наварро был прекрасным лектором с обширными знаниями в области медицины и биологии, социологии, антропологии, культурных символов. Его преподавательная манера была очень человечной, прямой и глубокой. Как автор он, несомненно, обладал той глубиной, когда в каждой фразе открываются все новые и новые уровни смысла.

Его профессиональное наследие очень богато. В духе Райхианской традиции он исследовал три главных области: биология и энергетика; клиническая практика и психотерапия; профилактика и образование.

В исследованиях он дал глубокий анализ этиологии и терапии функциональных дегенаративных заболеваний, уже определенных В.Райхом как биопатии (рак, диабет, гипертония, артрит и пр.), как с соматической и психодинамической точки зрения, так и с точки зрения энергетического дисбаланса и «клеточного страха». Он дополнял психотерапию (вегетотерапию) диетой, микроэлементами, гомеопатией и «оргонным аккумулятором» (ORAC), стремясь к комплексному лечению этих многоплановых заболеваний. Он считал, что в основе всех патологий лежит страх, что подтверждено научными экспериментами, проведенными, например, несколько лет назад в Университете Колорадо в Боулдере, в ходе которых были зафиксированы сокращения клеток в организмах, находящихся в неблагоприятных условиях. «Первичная негативная эмоция — это страх, который является основой патологии и/или проявляется в сокращении (сжатии) как механизме защиты» (см. «Соматическая Психодинамика и Биопатии»).

В области психотерапии Наварро разработал нейромышечную систему, применяющуюся в характер-аналитической вегетотерапии, основываясь на понимании эволюции и развития человека и используя эмпирические и клинические данные В.Райха. Он существенно обогатил учение Райха, о котором писал так: «характер-аналитическая вегетотерапия — это терапевтический метод, имеющий социо-культурные последствия, а именно — политику, нацеленную на постепенное и последовательное изменение теперешнего состояния нашего общества, которое массово приводит к психопатологии».

Этот метод использует определенные техники, но не является техникой освобождения эмоций. Это терапия. Вегетотерапия предполагает работу на уровне вегетативной системы и анализ характера, трансформационную работу над системой характера, проводимую зрелым генитальным характером. «…Вегетотерапия стремится излечить пациента путем особых телесных интервенций (действий), которые вызывают вегетативные эмоциональные и мышечные реакции, способные способные восстановить здоровую психоэмоциональность, котораая с момента рождения находилась в конфликте с требования общества» (см. «Пост-Райхианская Характерология» и «Метод Анализа Характера»).

Наконец, в области профилактической помощи и образования он поддерживал идеи «саморегуляции», введенные В.Райхом и А.Нейллом, уважительного отношения к природным ритмам и приоритета качественных отношений в семейной системе.

«Частота и регулярность грудного вскармливания не имеют никакого смысла... Ребенок должен иметь возможность сосать грудь, когда он хочет…. Отнимать от груди следует постепенно, давая ребенку право выбора, а не навязывая ему волю матери или другого человека.

Не надо стимулировать ребенка к испражнению или ходьбе… Следует помнить, что плачущий ребенок — это несчастный ребенок. Его страдания надо немедленно утешить, чтобы стресс не накапливался и не закреплялся в теле в виде мышечного напряжения.

Отец, учитывая тревогу кормящей матери, должен принимать активное участие в выполнении всех тех новых обязанностей, которые рождение ребенка накладывает на семейную систему…»

Федерико Наварро мог бы сделать еще очень много. Его жизнь была насыщенной, а профессиональные вклад значительно обогатил человечество.

Мы будем продолжать нашу деятельность, храня память о нем.

 

BIBLIOGRAFY

M.consuelo Pugi / /M.Gambardella (2002) “Federico navarro.L’energía de una vita”.Edit.particular.Roma
NAVARRO, F., (1987) “ La vegetoterapia” : Apuntes autobiograficos”.conferencias realizadas en La sede de la ESTER.
(1989a). "La Somatopsicodinámica". Publicaciones Orgón. Valencia, 1989.
(1989b) "La vegetoterapia caracteroanalítica" Revista Somathotherapies et Somatologie Strasbourg, 1989.
(1990). "Metodología de la Vegetoterapia Caracteroanalítica a partir de Wilhelm Reich". Publicaciones Orgón, Valencia,1993.
(1991) “La caratterologia Post-reichiana.Edit.Nuova Ipsa .Italia
(1996) “La somatopsicopatologia”.Edit.Summus.Brasil
(1997) "La somatopsicodinámica de las biopatías" Publicaciones Orgón. Valencia, 1997.
RAKNES, O (1950,) “An tratament brief with orgonterapy". Orgone Energy Bulletin,vol,2,nº1.Maine.publicado en el volumen 3, nº1 l(1985) en la revista E.C.S.en Español. Publicaciones orgon.Valencia.
(1970) "W. Reich y la orgonomía" Publicaciones Orgón. Valencia, 1991.
.REDON, M., (1987) "Génesis de la biopatía carcinomatosa" ECS, Vol. 6, nº 2.
REICH, E., (1983) "Primeros auxilios emocionales" ECS Vol. 1. nº 1. 1983.
(1983) "Infancia y prevención de la neurosis" ECS (Vol. 1, nº 2. 1983).
REICH, W., (1934) "Psicología de masas del fascismo" Edición íntegra de Editorial Bruguera, colección Pensadores y temas de hoy, de la tercera edición inglesa N.Y. 1946. Barcelona, 1974.
(1934b) "The orgasm as an Electrophysiological discharge" in Pulse of the planet, Journal of the Orgone Biophysical Research Laboratory. Oregon, 1993. Translated from "Der Orgasmus als Elektrophysiologische
Entladung" Zeitschrift für Politische Psychologie und Sexualökonomie, I, 1934.
. (1937)"Experimental Investigation of the electrical function of sexuality and anxiety" in Pulse of the planet, Journal of the Orgone Biophysical Research Laboratory. Oregon, 1993. Translated from Experimentelle Ergebnisse uber die elektrische Funktion von Sexualitat undAngst, Sexpol Press, Copenhagen, 1937.
(1945) "La función el orgasmo. El descubrimiento del orgón" Vol. 1. Editorial Paidós. Barcelona, 1977. Traducción de The discovery of the Orgon. The function of the orgasm, Vol. 1. Orgone Institute press, N.Y.
(1946) "Psicología de masas del fascismo." Editorial Bruguera, 1980.
(1948) "La biopatía del cáncer: El descubrimiento del orgón" Vol. 2 Editorial Nueva Visión. Buenos Aires, 1985. Traducción The cancer biopathy The discovery of the Orgon. Vol. 2. Orgone Institute press, N.Y.
(1949a) "Análisis del carácter", de la Tercera edición en inglés. Editorial Paidós. Barcelona, 1980.
(1949b) Children of the nature. On the prevention of sexual patology, Nueva York, Farrar, Straus & Giroux, 1989.*
(1949c) "Ether, God and Devil" Orgone Institute Press. Rangeley Maine). Incluido en Ether, God and Devil and Cosmic Superimposition, Farrar Straus & Giroux. N.Y. 1973.*
(1951b) "The Orgonic Energy Accumulator" Institute Press. Rangeley (Maine).*
(1952a) "Reich habla de Freud" Editorial Anagrama, 1970.
SERRANO, Xavier ( 1986) "La Vegetoterapia y las disfunciones sexuales"Revista Energía,carácter y sociedad, Vol. 4, nº 1 y 2.Publicaciones Orgón.Valencia, 1986.
(1990) "El diagnóstico inicial-diferencial en la Orgonterapiadesde una perspectiva postreichiana". ECS Vol. 8, nº 2. Publicaciones Orgón. Valencia, 1990.
(1994 ) "Contacto-vínculo-separación, sexualidad y autonomía yoica". Publicacions Orgón. Valencia, 1994.
(1997) “La psicoterapia corporal y la clínica postreichiana”.Capítulo del libro “Cien años de W.Reich”.Recopilado por el autor.Publicaciones orgón .Valencia 1997
(1997b) "Ecología infantil y maduración humana" en colaboración con
M.S. Pinuaga. Publicaciones Orgón. Valencia, 1997.
(2000) “Al alba del siglo XXI". Ensayos ecológicos postreichianos".Publicaciones orgon.VAlencia
VIDEO SOBRE FEDERICO NAVARRO POR EL COELCTIVO IFEN DE NATAL ( BRASIL).
E.C.S.: Revista Energía ,Caracter y Sociedad” .La actualidad del paradigma postreichiano.Publicaciones Orgon.Valencia.

Xavier Serrano (Хавьер Серрано Ортелано)
Перевод Наталии Ивлевой