Содержание:

  1. Введение: мой опыт.
  2. Клиническая практика.
  1. Начало — Генезис;
  2. Диагностика;
  3. Помощь в кризисных ситуациях и Краткосрочная Характер-аналитическая Психотерапия (Psicoterapia Breve Caracteroanalítica, P.B.C.);
  4. Сеттинг;
  5. Глубинная психотерапия. Вегетотерапия (оргонтерапия)/ характер-аналитическая вегетотерапия<;/li>
  6. Групповая терапия;
  7. Профилактика и Райхианская кушетка;

Введение: мой опыт

В юности, во время обучения психологии, я был участником радикальных либертарианских левых социальных и культурных движений, в том числе, был членом коммуны. В.Райх был для нас авторитетом в области теории. Так я познакомился с его работами в области теории секса и политики. Радикальное исповедование подобных практик в условиях репрессивного диктаторского режима привело к тому, что я оказался на несколько месяцев в тюрьме – возможность, которую я использовал для того, чтобы углубиться в работы В.Райха. Они по-настоящему увлекли меня и помогли пережить тот сложный период. После смерти Франко, с восстановлением демократии в Испании, одним из первых изменений стала политическая амнистия. Моя общественная деятельность и гражданская позиция впитали в себя профессиональное призвание – лечить социальные и душевные недуги, опираясь на биопсихосоциальную модель В.Райха.  К окончанию университета я прошел подготовку в области психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и сексологии в Барселоне и Париже. На одном из курсов я познакомился с Фредерико Наварро (1924-2002), итальянским нейропсихиатром и, вместе с Г.Джервисом и другими, лидером авангардного антипсихиатрического движения в Италии. Наварро сам был A.P.I. психоаналитиком в течение многих лет (проходящим анализ у Леви Бьянкини), затем юнгианским аналитиком (проходящим анализ у Альдо Кароттенуто), и в уже зрелом возрасте пришел к характер-аналитической вегетотерапии (оргонтерапии) под руководством Ола Ракнеса, норвежского психоаналитика, последовательного и верного соратника В.Райха.

Часы, проведенные нами вместе на лекциях, оказали на меня глубокое влияние, но становление моей профессиональной идентичности было еще впереди. Убедительность речей Наварро, актуализация райхианской парадигмы и перспектива придать избыточно интуитивной клинической практике теоретический и эмпирический каркас, позволяющей выстроить ясную линию работы, исследования и анализа данных, чего как раз мне недоставало в «биоэнергетическом» анализе, побудили меня специализироваться в рамках пост-райхианской модели. Последовав совету Наварро, я отправился в Неаполь, чтобы завершить свое формирование как райхианского терапевта в Европейской Школе Оргонтерапии Scuola Europea Di Orgonteraia, президентом которой Наварро и являлся.

И там, на кушетке аналитика, в неаполитанском квартале Посиллипо, я лично пережил опыт терапии в связи с личным и профессиональным кризисом. Этот опыт лишь укрепил меня в желании стать райхианским психоаналитиком. Если за несколько лет до этого я находился в тюрьме, на социальном дне, и испытывал страдания, связанные с внешними репрессиями, теперь я оказался один на один с внутренним адом. Благодаря собственной терапии я понял, почему мы изолируем себя от своей сущности, почему теряем контакт с нашим внутренним «я». Это цена, которую мы платим, чтобы не испытывать испепеляющих внутренних страданий. Те идеи, которые я читал прежде у Райха, стали ощутимыми, ясными и живыми: наша броня, характер, руководящий всеми нашими действиями, страх жизни, страх оргазма, страх смерти, наша склонность к подавленности и покорности. Я открывал все это день за днем под руководством профессионала, Р.Сассоне, одного из коллег Наварро. В течение некоторого времени, которое казалось мне вечностью, покидая кабинет моего аналитика, я погружался в глубокую печаль и депрессивное состояние, меня преследовало чувство одиночества и мысли о самоубийстве в водах Неаполитанского залива. Ничто не радовало меня, моя профессиональная мотивация была неустойчива, как корабль на бурных волнах. Я чувствовал свою неспособность стать терапевтом, воспринимал собственный нарциссизм как препятствие к цели и ощущал растерянность. Но постепенно я понял, почему я переживал все эти тяжелые чувства. Воспоминания и фрагменты детского опыта сложились в картину, кусочки паззла сошлись. После депрессии наступила стадия гнева, деструктивного садизма. Я чувствовал, что не могу выдержать столько отчаяния. Душевное смятение отражалось на общем самочувствии, вплоть до депигментации отдельных участков кожи. Мое тело буквально белело. Начался острый процесс витилиго. Я вспомнил, что моя мать и ее родственники также страдали от этой паталогии. Ф.Наварро объяснил мне, что интенсивная терапия, как своего рода усугубляющий фактор, могла реактивизировать генетический процесс, но пообещал, что это пройдет. Я подумал, что он просто хочет меня утешить, так как знал, что витилиго – хроническая не поддающаяся лечению патология. Но, в самом деле, со временем нормальная пигментация кожи вернулась, мелатонин восстановил свою функцию. Через несколько лет остались лишь немногочисленные маленькие пятнышки. Прошли также и моменты беспокойства. Систематическое применение нейромускульных техник, которые следовали цефалокаудальной логике сегментов, описанной Райхом, помогли мне верунть спокойствие, силу и ощущение безопасности. Эмоции и рассудок были в единстве, и мне было сложно действовать вопреки своим чувствам. Стала проявляться моя способность получать удовольствие, проявлять чувственность и нежность, выражать аффекты. Я чувствовал, что мой характер ослабевает, и при этом осознавал, что это ощущение здоровья и эмоционального благополучия нужно было «ловить» каждый день, для чего жизни надо было придать определенный ритм и правильную модуляцию. Кроме того, я лучше понимал свои ограничения, свои невротические тенденции, подводные камни характера. А прежде и лучше всего я осознавал, что вегетотерапия является действенным клиническим методом и при этом совсем нетрадиционным. Она задействует и активирует кризисные состояния, поэтому она не создает иллюзий и не терпит уклончивости. Она устанавливает прямой контакт с реальностью вещей. А это всегда тяжело.

Когда я завершил свой личный анализ и дидактический, или контрольный, анализ, которые я проходил у Пьеро Борелли, у которого в 1982 году я проходил и групповую терапию, я был сертифицирован Европейской Школой Оргонтерапии и начал практику в Париже, под многолетней супервизией Ф.Наварро. Он был моим главным учителем и моим терапевтом в дальнейший «поддерживающий» период вплоть до его смерти в октябре 2002 года.

Так вышло, что, сам того не желая, через несколько лет я стал первым райхианским терапевтом в Испании, основал филиал Европейской Школы Оргонтерапии и стал работать над становлением этого направления в моей стране. Я посвятил свою жизнь работе в рамках пострайхианского подхода, преподаванию этого напраавления и просветительской деятельности для профилактики патологий. Результатом стал коллектив профессионалов, среди которых надо отметить Manuel Redón, Maria Montero-Rios, Maite. S. Pinuaga, Juan Alemany. Мы создали Испанскую школу Райхианской терапии (Es.Te.R).

С тех пор прошло 20 лет. В годы моего становления в профессии мне посчастливилось получить значительный багаж, и я прекрасно понимаю, как важен для подготовки терапевта личный анализ и супервизия, как необходима групповая терапия в дополнение к личной, потому что именно групповая работа дает возможность подойти к болезни с пострайхианской точки зрения. Я приобрел знания в области телесной, экзистенциальной, системной психотерапии и психоанализа. Мне выпала возможность на протяжении всей профессиональной жизни делиться с коллегами, выступать перед публикой, проводить терапию с пациентами из разных частей Испании, приезжавшими на мои сессии в Валенсию, а также супервизировать коллег из разных стран Европы и Латинской Америки. Каждый день я стараюсь понять, какие послания шлет мне жизнь, особенно в моей отцовской роли. Весь этот опыт определил мой метод работы, он побуждал меня всегда добираться до сути вещей, позволил поспособствовать развитию направления, внести что-то новое. Мои коллеги и я интегрировали наш опыт в клинической практике в Es.Te.R, где существует подлинная профессиональная идентичность и особый подход к работе.

2. Клиническая практика

Теперь я хотел бы кратко очертить, какие именно элементы, как я считаю, составляют вышеупомянтую профессиональную идентичность пострайхианского терапевта и члена Es.Te.R и, следовательно, объяснить, как мы понимаем «райхианскую кушетку».

A) Начало. Генезис

Душевные страдания и болезнь имеют социальную этиологию и проявляются в процессе взросления и интеграции всех функций нашей индивидуальной структуры личности. Семейная система — главнейшая экосистема в этот период, поскольку мы от нее всецело зависим – превращается в важнейшего модулятора здоровья и болезни. Мы знаем, что условия наших социальных систем являются увеличенным отражением условий семейных систем, сами они выступают при этом экосистемами для семейных систем. Поэтому, если мы хотим понять болезнь, нам нужно прежде всего понять логику существования человеческих систем и взаимосвязь между ними. Таким образом теория Райха вписана в новую парадигму, или в концепцию «Глобальной Экологии», как описал ее Ф.Карпа (1996), поскольку те знания, которые мы получаем на кушетке райхианского аналитика, служат предотвращению патологического развития будущего, вмешиваясь в работу экосистем. В этом заключается один из постулатов наших профессиональных принципов и наша профилактическая миссия. Следуя завету Райха «восстановить нашу идентичность как животных и как людей», восстановить инстинкт, мы восстанавливаем понимание о живых и развивающихся системах и сами способствуем этому процессу. Поэтому онтогенез чрезвычайно важен как в сфере профилактики, так и в клинической работе и коррекции. В нашей клинической системе характер-аналитической вегетотерапии-оргонтерапии (Наварро 1983а, 1989b) значительная доля нейромускульных движений (действий), выполняемых пациентом на кушетке, являются воспроизведением спонтанных нейромускульных движений, признаков развития и функциональной психосоматической интеграции в определенные ключевые периоды детства. Именно поэтому мы способны получать доступ к воспоминаниям того периода и ощущениям, пережитым в нем.

Итак, с помощью клинического опыта мы способны опознать типы патологизирующих отношений, которые устанавливаются в семейной системе и способствуют развитию структуры с «самовоспроизводящимся зажимом» (используя терминологию Х.Матураны в нашей оргономической концепции) и, таким образом, дегенеративной – структуры, которая заменяет или блокирует естественные инстинктивные реакции во время беременности и родов, что приводит к нейрогормональным дисфункциям, родам, при которых нужна внешняя медицинская помощь, и родовой травме. На стадиях сексуального развития формируется оральная амбивалентность и/или триангулярная эдипова фиксация, а юношеском возрасте самовоспроизводящийся механизм задействован в процессах роста, эволюции и удовлетворения, мешая развитию человеческого организма и приводя к тому, что Райх назвал генитальным характером. В этой связи необходимо подчеркнуть, что роды с применением щипцов или медицинских чашечек являются травматичными, но по-настоящему к сильным глазным и диафрагмальным напряжениям приводит потеря контакта между матерью и ребенком до, во время или после родов — то, что невозможно компенсировать заботой со стороны отца. Все это вызывает у плода ощущения потерянности, обездоленности и одиночества в космической пустоте, рвя его связь с питающим сосудом. С точки зрения этиопаталогии известно немало травматичных или дисфункциональных ситуаций, в которых вышеупомянутые медицинские действия оставляют эмоциональный и энергетический след и в конечном итоге влияют на фактор отношений. Все это происходит в процессе онтогенеза (психо-аффективного созревания). Во время беременности, при родах, кормлении грудью (оральная стадия), важной частью процесса является не столько само кормление грудью, а любящие отношения в семейной системе, не только между матерью и младенцем, но между всеми членами семьи, особенно отношения с отцом. Ведь если нет третьего, существует риск фиксации младенца и перверзного направления материнских аффектов на ребенка. Итак, за каждой дисфункцией стоит проблема отношений, а, значит, и проблема самой системы, которую невозможно компенсировать. Одним из клинических последствий такой реальности является необходимость в терапевтическом пространстве, где устанавливаются терапевтические отношения, способствующие психотерапии. Из этого вытекает фундаментальная важность сеттинга.

B) Диагностика

Как мы видим, в зависимости от особенностей протекания искаженного онтогенеза, каждый человек вырабатывает разные динамические структуры, далекие от динамической функциональности генитального характера. Понимание материальности паттерна или существующих структур организма (определение структуры И.Пригожин) следуя концепции В. Райха о «организменном строении».

По нашему опыту (Серрано, 1990b) существует три типа структуры, характеристики которых носят не только физическую природу (как описывает Французская психоаналитическая школа), но и соматическую, эмоциональную, перцептивную и экзистенциальную. Структура невротического характера (которая главным образом обуславливается патогенной триангулярной динамикой и обладает сформированным панцирем); пограничная структура (главным образом обусловленная патогенной амбивалентной динамикой, с депрессивным или депрессивно-психотическим ядром и оболочкой характера, который обеспечивает социальную нормальность, не допуская взрыва, но способен сформировать лишь минимальный панцирь); психотическая структура (главным образом обуславливающаяся первичной оральной динамикой, которая провоцирует отсутствие контакта и неспособность устанавливать отношения с другими, ограничивая почти полностью формирование панциря и для выживания вырабатывая мимикрирующий, подражательный тип поведения).

Из-за своих важнейших особенностей эти три типа характера отделены друг от друга железным занавесом. Целый ряд доказательств и данных позволил разработать систему, которую я назвал начальной дифференциальной структурной диагностикой (D.I.D.E) (Серрано, 1990). Я рассматриваю ее как эпистемологическую диагностику, так как она стремится знать основную реальность пациента, его эмоциональный, нейровегетативный, энергетический и жизненный (витальный) дисбаланс, а тем самым и каждый аспект поведения и патологии. Однако эта диагностика не занимается исключительно психопатологической симптоматикой, мы никогда не разделяем и не расчленяем реальность пациента.

Для разработки D.I.D.E. мы пользовались следующими параметрами:

  1. конституциональная предрасположенность;
  2. оргонный метаболизм (биоэнергия);
  3. объектные отношения и черты характера;
  4. блоки и мышечные напряжения;
  5. нейровегетативные и соматические функции;
  6. реальность пациента: семья, работа, любовно-сексуальные связи, клинический анамнез, мотивация;
  7. Кризисная помощь и Краткосрочная характер-аналитическая Терапия, P.B.C.

Диагностика любой структуры требует определенного типа обстановки сеттинга и длительного времени. В некоторых случаях (главным образом в больницах и государственных центрах) мы сталкиваемся с необходимостью оказать помощь в кризисной ситуации, это единственная ситуация, когда клиническая помощь начинается без диагностики. В таких условиях мы руководствуемся принципами «первой эмоциональной помощи» Евы Райх (1968), М.Херсковица (1968) и нашими собственными разработками в этой области. Прежде всего мы имеем дело с повышенным глазным давлением, потерей ориентации, цервикальной гипертонией и спазмами диафрагмы. Мы действуем быстро, работаем из позиции энергетической и вегетативной открытости, и принятия, а следовательно, открытого и сильного проявления эмпатии. Во многих случаях помощь включает телесный контакт, респираторный и диафрагмальный массаж, а также провокативный парадоксальный подход «безумия», который позволяет установить контакт взглядом с пациентом и дать ему ощутить нашу эмпатию.

Мы видим, что необходимо прибегать к особой терапии с пациентами психотического склада, включая в процесс семейную систему, в кризисных ситуациях – психофармакологию, а, если необходимо, и терапевтическое сообщество. Важность диагностики заключается не только в возможности сделать прогноз терапии, но и в том, чтобы с уверенностью подобрать необходимый сеттинг.

Например, мы знаем, на основе многолетнего опыта, что процент пациентов, бросающих терапию вскоре после начала по причине сопротивления, гораздо выше у людей пограничной структуры, особенно у тех, кто имеет компульсивно-мазохистическую или фаллически-компульсивную оболочку. Чтобы предотвратить такой исход, мы пришли к выводу, что количество сессий должно быть выше, чем у пациентов с другими структурами, и что показана предварительная работа с фокальным или коротким сеттингом, которая выявляет потенциал инсайта и насколько пациент поддается анализу (анализабельность).

Мы также встречаем пациентов, которым оказывается помощь в рамках государственных структур или которые посещают наши частные центры, но не имеют средств для длительной и глубокой вегетотерапии.

Пытаясь найти решение обеих проблем, мы с группой коллег предложили новое направление пострайхианской клинической практики, которое я назвал P.B.C. (Cеррано, 1992). Этот метод совместил аналитическую традицию краткосрочной терапии (Малер, Балинт, Брайер…) и анализ характера, связь между мышечными напряжениями и острыми патогенными реакциями, выполнение нейромускульных действий или движений онтогенетического типа. В этих рамках наша задача – способствовать эмоциональному осознованию тех характеристик собственной личности, которые вызывают патогенную дисфункцию, а, значит, и симптоматику.

Обретение такого понимания позволяет человеку организовать свою жизнь и ресурсы более функционально и осознанно. В то же время центры гипертонии уменьшаются, дыхание освобождается на поверхностном уровне, а это приводит к увеличению восприимчивости и чувствительности. Цели P.B.C. ограничены уменьшением страданий и устранением симптомов, кризис используется как терапевтический прием, в помощь инсайту. В этих ограниченных условиях сеттинг, как и сама техника, должен быть очень ясным и четким, в отличие от глубокой терапии. Мы не можем допустить разрушения важнейших защит, регрессии, невроза переноса, потому что у нас нет времени работать с этими явлениями в отличие от клинических традиций глубокой терапии.

В этом случае терапевт занимает не столько даже аналитическую, сколько руководящую позицию, избегая индукций и работы с сигналами, контрастами и свободными ассоциациями. В одной сессии он совмещает фронтальную работу в кресле и работу на кушетке для выполнения действий (менее продолжительное время по сравнению с глубокой терапией), а также другие телесные техники. Пациент находится в положении лежа, но он одет. Сессии проходят раз в неделю, их длительность заранее обговаривается в районе 20. Индивидуальная терапия может совмещаться с групповой два раза в месяц продолжительностью 2 часа (или одна сессия в течение трех часов в зависимости от обстоятельств группы). При этом групповая терапия всегда подключается на третьей фазе личной терапии, начиная с третьего месяца. Интересно отметить, что Райх еще в книге «Массовая Психология Фашизма», а затем Ола Ракнес (1950), думали о возможности такой краткосрочной терапии, но не уделили должного внимания этому вопросу.

D) Сеттинг

Необходимо отметить, что за исключением описанного выше подхода сеттинг в нашей практике следует традации Европейской психотерапии и, таким образом, опирается на психоанализ. На самом деле, Райх всегда воспринимал себя частью психоаналитического направления (см. Райх разговаривает с Фрейдом, 1970). Поэтому мы придерживаемся психоаналитического сеттинга. Мы согласны с Г.Этчегоеном (1986), что сеттинг — это «прежде всего мысленный настрой аналитика, он создает возможности для содержания процесса терапии. Это содержание состоит из отношений между аналитиком и анализантом и включает три элемента: перенос, контрперенос и терапевтический альянс. Чтобы процесс развивался, его рамки, сеттинг, должны быть как можно надежнее».
В нашем опыте этот настрой не только мысленный, но и эмоциональный, а, значит, энергетический; основа для работы на райхианской кушетке. Без сеттинга нет процесса, без сеттинга невозможно достичь терапевтических целей. И, напротив, в сеттинге реализуется возможность терапевтических техник. Но для их реализации необходимо, чтобы сеттинг модулировался терапевтической позицией терапевта: находиться с клиентом, уважать его ритм, не давать советов и внушений, не формулировать и не давать рецептов о жизни клиента. В таком случае пациент не чувствует себя покинутым, но при этом выявляется сдвиг аффекта, который произошел в отношении важных фигур детства и через который осуществляется перенос.

Вкратце, в сеттинге существует достаточная нейтральность, без которой невозможна атмосфера эмпатии. Повторяя слова М.Бланко, мы скажем, что терапевт должен знать, как работать в двух планах аналитического сеттинга: симметричном и асимметричном.

На индивидуальных сессиях пациент лежит, его тело открыто, терапевт находится рядом, но не вторгается в его личное пространство. Количество и периодичность сессий определяются обстоятельствами личности и ее структурой, но в среднем составляют минимум одну 50-минутную сессию каждую неделю или полуторачасовую сессию каждые 15 дней и максимум две сдвоенные сессии в неделю. Продолжительность терапии не ограничивается, в отличие от P.B.C. Завершение терапии, как и любые другими ситуации в рамках сеттинга, происходит по согласию пациента и терапевта.

E) Глубокая Психотерапия: характер-аналитическая вегетотерапия (оргонтерапия)

В случае глубокой терапии, как только установлен терапевтический контакт, начинается вегетотерапия (оргонтерапия): «Когда в 1935 году был открыл оргазмический рефлекс, анализ характера сместился в сторону телесной работы. Именно этим объясняется термин «вегетотерапия», поскольку отныне моя медицинская техника оказывала физиологическое воздействие на невроз характера. Термин «вегетотерапия» подчеркивает, что работа идет и над психическим, и над телесным одновременно. Однако термин имел несколько недостатков, которые я не смог устранить в то время. Он был слишком длинным и содержал корень «вегетативный», совершенно уместный в немецком, но по-английски вызывавший ассоциации со словом “vegetables” (овощи). Наконец, сохранялось разделение человеческого организма на психическую и соматическую части, что противоречило нашему целостному взгляду на организм человека. Открытие оргона положила конец этим затруднениям. В организме человека вселенская энергия оргона функционирует как специфическая биоэнергия. Она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов. Впервые в истории психиатрия смогла опираться на научно доказанные объективные природные процессы […]. По совершенно понятным причинам я предложил объединить понятия «анализ характера» и «вегетотерапия» под общим термином «оргонтерапия». Их объядиняет общая цель – работа с человеком, испытывающим страдания, путем мобилизации его плазматических потоков. Другими словами, ни при каких обстоятельствах организм не может быть разделен на характеристики характера в одном месте, мышцы в другом и функции плазмы в третьем, если мы серьезно относимся к принципу единства в нашей практической деятельности. Оргонная терапия сосредотачивается на глубинном биологическом уровне, на уровне плазмы, или, как мы привыкли говорить, на биологическом ядре организма. Важно понимать, какой большой шаг мы совершили. Мы вышли за пределы области психологии, даже «глубокой психологии» и вступили в область физиологии мышц и нервов, в область протоплазмических функций» (Райх, 1949а). Клиническая практика руководствуется терапевтическими отношениями, которые складываются с учетом структуры личности пациента. Динамика переноса сопровождается активацией воспоминаний и эмоций, особым образом связанных с объектом переноса и с сегментами мышечного панциря, с которыми мы работаем. В соответствии с райхианской традицией (Райх, 1945) процесс осуществляется цефалокаудальным способом, то есть, от первого до седьмого сегмента, потому что именно так формировались блоки, напряжения и защиты от страдания в процессе онтогенеза, что было показано ранее. Мышечный подход выражается главным образом в выполнении пациентом в определенное время и в течении некоторого количества сессий определенных нейромышечных действий, которые являются моделирующими признаками детского развития. Время выполнения каждого действия около 20 минут.

В течение этих минут, пациент сосредотачивается на мышечном действии и дыхании, отмечая все, что происходит у него в сознании. Если возникают ощущения или образы, пациент затем рассказывает терапевту о том, что запомнил. Более того, если возникают эмоции, они проживаются осознанно. Терапевт находится рядом с пациентом, сопровождает его действие, но не вмешивается, лишь акцентирует то, что чувствует пациент и наблюдая за его непроизвольными нейровегетативными реакциями, выражающимися в языке тела, который терапевт должен понимать. В нужные моменты в рамках процесса аналитического разбора терапевт прибегает к приемам проявления (contrasting), сигнализирования (signaling) и анализа (analyzing).

Все эти действия осуществляются последовательно, согласно методологии Ф.Наварро (1990), применяясь к функциям структуры (Серрано, 1994). Для наглядности я опишу некоторые действия в первом сегменте. Пациент смотрит на некоторую точку на потолке, рот раскрыт (фокализация объекта, сигнальная примитивная реакция); пациент смотрит на точку на потолке и затем на кончик своего носа (примитивная объектная дифференциация, описанная Р.Шпитцем); пациент смотрит направо или налево (появление третьего, возникновение шизопараноидного) или смотрит вокруг (груповая реакция, вхождение в семейную систему, социальную реальностью и движения, которые свойственны только человеческому существу). Существуют динамические действия во всех семи сегментах, описанные Райхом, нацеленные на восстановление вегетативной подвижности и нейромускульного функционирования.

Действий не так много, но те, что мы используем, были изучены в экспериментах и на практике доказали свою функциональность. С другой стороны, важным является не только количество движений, но и повторение и анализ того способа, которым выполняется определенное движение, уникального для каждого человека. Все это является частью анализа характера, понимаемого как защитная психосоматическая структура, находящая проявление как в поведении, так и в мышечных реакциях. Мы не вызываем и не провоцируем эмоции или регресс, но способствуем постепенно увеличивающейся телесной осознанности, которая дает возможность пациенту заметить различие между «Я» и «Мой Характер», отношение между его историей и его теперешним поведением, его ограничения и потенциал. Пациент учится управлять своей реальностью через функцию «я», сопровождающуюся гибким характером, основанном на принципе удовольствия и экспансии, любви и, следовательно, способности отпустить защиты, пережить оргастический опыт, что всегда сопровождается и большей способностью к компромиссу с обществом.

Но это не легко, это подразумевает погрузиться в ад, в то, что находится за сопротивлениями, обнаружить подавленные драйвы, и тогда появляются сопротивления, которые определяют время окончания процесса.

F) Групповая терапия

Индивидуальный подход сопровождается групповой работой, которую я хочу кратко прокомментировать. Групповая работа начинается, когда индивидуальная терапия значительно продвинулась в процессе сепарации и индивидуации, используя термин Малер. Это означает, что пациент интегрировал в своем «я» отрицаемые прежде аспекты развития на первых этапах детства (primeria infancia) и способен устанавливать отношения с «другим», а также разрешать конфликты, с которыми он сталкивается в процессе социализации (семья в широком смысле, школа, группа). Как правило, в терапии этот момент совпадает с работой на четвертым и третьим сегментами в ходе цефалокаудального освобождения организма. Групповая терапия проходит в смешанных группах 12—14 человек с двумя ко-терапевтами разного пола, ежемесячная сессия в течение 2 лет. Групповая система вырабатывает свою собственную матрицу работы с социальной динамикой, такой как гендерные конфликты, социальная паранойя, роли, страх власти, индивидуализм, сложности с принятием ответственности в социуме и групповая принадлежность.

В рамках данной системы используются элементы группового анализа З.Фоукса, психодрамы Морено, а также психотелесные техники. Главным же остается то, что через групповое взаимодействие и конфликты, которые возникают внутри группы, участники обретают осознание конфликтов, в которых они живут в реальной жизни и находят способы их разрешить. Групповая работа очень важна для понимания своей «социальной и коллективной идентичности», именно того, чего так не хватает в нашем обществе.

Наша терапевтическая практика исходит из того, что индивидуальная и групповая терапия сходятся в одной точке и достигают общих целей.

G) Профилактика и райхианская кушетка

Наконец, я хочу осветить два аспекта нашей клинической практики и наших профессиональных подходов как оргонтерапевтов (специалистов по человеческим системам), а именно – важность культурно-просветительской работы и последующее вмешательство в соответствующие социальные экосистемы, что предотвращает развитие функциональной патологии и страдания человеческого существа. На протяжении многих лет мы могли наблюдать семейные системы, в которых были любящие теплые отношения, ритм отличался от привычного, процессы онтогенеза должным образом уважались и признавалась сила инстинкта как главного модулятора существования нашего вида. На примере собственных детей мы видели, какую роль играют определенные моменты во время развития человеческого организма, и замечали, какого рода действия им способствуют: желанная и радостная беременность, естественные роды, оральный контакт, при котором кормление грудью является источником удовольствия, а не просто питанием, а также вовлеченность всех членов семьи (см. библиографию) и т.д. Мы пришли к выводу, что профилактика всегда связана с клинической работой.

Во-вторых, важна работа в команде. Мы считаем себя частью коллектива профессионалов, говорящих на одном языке, разделяющих ценности и знания, что образует ось, на которой происходит интеграция каждого члена в нашу команду. Таким образом, гомеопаты, натуропаты, психиатры, психотерапевты, специалисты P.B.C., специалисты вегетотерапии, профилактически работающие с семьями и парами, специалисты родовспоможения и других медицинских специальностей делятся знаниями, чтобы, основываясь на общей диагностической базе (D.I.D.E), создать такую клиническую практику, целью которой является здоровье пациента, а не престиж или зарплата профессионала.

Только так мы можем находить решения для тех случаев, где несколько систем человеческой структуры выступают вместе, особенно в случаях биопатий или функциональной слабости, обычно называемой психосоматическими, такими, как рак, язва, иммунологические и нейроэндокринные заболевания. В этих случаях вместе с вегетотерапией мы задействуем Or.Ac. (аккумулятор оргонной энергиии (Де Мео, 1989), аудиопсихофонологию, витамины и даже психофармакологию, если необходимо. Все это происходит строго индивидуально, наиболее функциональным способом, что развивает большой проект пострайхианской оргонтерапии.

Клиническая работа, которую мы ведем днем за днем, полна сложностей, потому что мы работаем не для осуществления собственных потребностей в узком «секретном» мирке, а активно делимся результатами нашей работы. В то же время это и крайне воодушевляющий профессиональный вызов. Так, в одном случае могут работать два терапевта, специалистом в вегетотерапии и специалистом в профилактике, если это необходимо, например при работе с парой, находящейся в разводе, и имеющей детей. Мы серьезно относимся к требованиям межпрофессиональной коммуникации, ведем свою практику в соответствии с нормами этики и деонтологии.

Несмотря на весь наш опыт, мы убеждены, что есть еще много тем для исследования и вопросов, требующих разрешения, особенно в том, что касается лечения многосистемных расстройств (пищевых расстройств, шизофрении, семейных конфликтов). Мы признаем вклад других направлений терапии, поддерживаем связь и взаимодействия с коллегами, чтобы обогатить и углубить нашу практику на райхианской кушетке.

Хавьер Серрано Ортелано Xavier Serrano, November of 2002.
Перевод Наталии Ивлевой

Примечания

(1) Название, данное В.Райхом в 1936 году своей форме психоаналитической работы, включало в себя идею, что «каждая мускульная ригидность имеет значение и историю происхождения», особое внимание, которое он уделял связи между поведением человека и его характером, его манерой дышать, его мышечными напряжениями. Эта гипотеза основана на идее, что невроз характера отражается в нейровегетативной дисфункции и, следовательно, во всей вегетативной нервной системе, которая управляет эмоциями, пульсацией и непроизвольными движениями жизненных органов. Это стало началом психосоматической медицины. В 1945 Райх определил свое направление как оргонтерапию, ища слово, которое бы устранило бы разделение на психику и соматику («Анализ Характера и Вегетотерапия», Райх, 1945). Его клинической целью было восстановить способность биологической, витальной пульсации, восстановить нормальное течение трех вегетативных токов – эмоциональное, психическое и соматическое, чье действие отражается в так называемом «оргазмическом рефлексе», потому что «в нем содержатся функции биологической, биоэнергетической, оргонной энергий» (то же соч., 1942). Но изменение названия не изменило характер терапевтической работы. Наоборот, терапия была дополнена другими формами лечения, например аккумулятором оргонной энергии Or.Ac. Наварро же был за использование термина вегетотерапия до тех пор, пока не будут проведены более глубокие исследования оргона (термина, который В.Райх предложил для витальной, жизненной энергии, праны, ци…).

(2) В тот год, когда я писал это, Фредерико Наварро умер в своем доме в Неаполе в возрасте 78 лет.

BIBLIOGRAPHICAL REFERENCES

BAKER, (1978) "Orgone Therapy" JO, Vol. 12. American College of Orgonomy. N.Y.
BLASBAND, R. A (1973) "The orgone accumulator in the treatment of cancer in mice" JO, Vol. 8 nº 2. 1974*.
BORRELLI, P., (1980) "Significato e scoppi de lla terapia di grupo" ECS (i) Vol. 2 nº 3. 1980.
(1980). "La vegetoterapia de grupo" ECS, Vol. 1, nº 1.
.BRAIER, E., (1984) "Psicoterapia breve de orientación psicoanalítica". Buenos Aires, Nueva Visión, 1984.
.CAPRA,F. : (1996) "The web of life".Anchor books.N.Y.
DE MEO, J., (1989) "Manual del acumulador de orgon. Publicaciones Orgón.Valencia, 1996.
ETCHEGOYEN, H., (1986). "Los fundamentos de la técnica psicoanalítica".Amorrortu. Buenos Aires, 1987.
FRANK, W., (1942) "Vegetotherapy". International Journal of Sex Economy and Orgonomic Research, Vol. 1, nº 1. Nueva York. Traducción "La Vegetoterapia"en Cuadernos de Orgonomia, nº 1*.
GROTJAHN, M., (1977) "El arte y la técnica de la terapia grupal analítica". Paidós, 1977.
HERSKOWITZ, M, (1968,b) "Symptomatic Relief with Orgonomic "FirstAid". Journal of Orgonomy, 1, No,1 y 2
(1986) "Human Armoring: An Introduction to psychiatric Orgone Therapy" Annals of the Institute for Orgonomic Science, Vol. 3. n_ 1. Editor Courtney F. Baker, M. D.. EE.UU. September, 1986.
MATURANA, H ( 1999) "Transformación en la convivencia".Edit.Dolmen Santiagode Chile
NAVARRO, F., (1989a). "La Somatopsicodinámica". Publicaciones Orgón. Valencia, 1989.
(1989b) "La vegetoterapia caracteroanalítica" Revista Somathotherapies et Somatologie Strasbourg, 1989.
(1990). "Metodología de la Vegetoterapia Caracteroanalítica a partir de Wilhelm Reich". Publicaciones Orgón, Valencia, 1993.
(1997) "La somatopsicodinámica de las biopatías" Publicaciones Orgón. Valencia, 1997.
PINUAGA, M.S.; SERRANO, X., (1997) "Ecología Infantil y maduración humana" Publicaciones Orgón. Valencia, 1997.
RAKNES, O (1950,) "An tratament brief with orgonterapy". Orgone Energy Bulletin,vol,2,nº1.Maine.publicado en el volumen 3, nº1 l(1985) en la revista E.C.S.en Español. Publicaciones orgon.Valencia.
(1970) "W. Reich y la orgonomía" Publicaciones Orgón. Valencia, 1991.
.REDON, M., (1987) "Génesis de la biopatía carcinomatosa" ECS, Vol. 6, nº 2.
REICH, E., (1983) "Primeros auxilios emocionales" ECS Vol. 1. nº 1. 1983.
(1983) "Infancia y prevención de la neurosis" ECS (Vol. 1, nº 2. 1983).
REICH, W., (1925) "Der triebhafte Charakter" Vienna. Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1925
(1927a) "Bericht über das Seminar für psychoanalytische Therapie am psychoanalytischen Ambulatorium in Wien 1925—1926". Int. Ztschr. Psa., XIII. Citado por O. Fenichel (1938) ob. cit..
(1928) "Über Charakteranalyse". I.Z.P. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse. Vol. 14. Incluído en el "Análisis de carácter, 1949.
(1934) "Psicología de masas del fascismo" Edición íntegra de Editorial Bruguera, colección Pensadores y temas de hoy, de la tercera edición inglesa N.Y. 1946. Barcelona, 1974.
(1934b) "The orgasm as an Electrophysiological discharge" in Pulse of the planet, Journal of the Orgone Biophysical Research Laboratory. Oregon, 1993. Translated from "Der Orgasmus als elektrophysiologische Entladung" Zeitschrift für Politische Psychologie und Sexualökonomie, I, 1934.
(1937)"Experimental Investigation of the electrical function of sexuality and anxiety" in Pulse of the planet, Journal of the Orgone Biophysical Research Laboratory. Oregon, 1993. Translated from Experimentelle Ergebnisse über die elektrische Funktion von Sexualitat und Angst, Sexpol Press, Copenhagen, 1937.
(1945) "La función el orgasmo. El descubrimiento del orgón" Vol. 1. Editorial Paidós. Barcelona, 1977. Traducción de The discovery of the Orgon. The function of the orgasm, Vol. 1. Orgone Institute press, N.Y.
(1946) "Psicología de masas del fascismo." Editorial Bruguera, 1980.
(1948) "La biopatía del cáncer: El descubrimiento del orgón" Vol. 2 Editorial Nueva Visión. Buenos Aires, 1985. Traducción The cancer biopathy The discovery of the Orgon. Vol. 2. Orgone Institute press, N.Y.
(1949a) "Análisis del carácter", de la Tercera edición en inglés. Editorial Paidós. Barcelona, 1980.
(1949b) Children of the nature. On the prevention of sexual patology, Nueva York, Farrar, Straus & Giroux, 1989.*
(1949c) "Ether, God and Devil" Orgone Institute Press. Rangeley Maine). Incluido en Ether, God and Devil and Cosmic Superimposition, Farrar Straus & Giroux. N.Y. 1973.*
(1951b) "The Orgonic Energy Accumulator" Institute Press. Rangeley (Maine).*
(1952a) "Reich habla de Freud" Editorial Anagrama, 1970.
SERRANO, Xavier ( 1986) "La Vegetoterapia y las disfunciones sexuales"Revista Energía,carácter y sociedad, Vol. 4, nº 1 y 2.Publicaciones Orgón.Valencia, 1986.
(1990c) "El diagnóstico inicial-diferencial en la Orgonterapiadesde una perspectiva postreichiana". ECS Vol. 8, nº 2. Publicaciones Orgón. Valencia, 1990.
(1991c) "El papel de los coterapeutas en la vegetoterapia en grupo".Comunicación en el Congreso Internacional de Terapia psicocorporal. Castelldefels, Barcelona.
(1992a)"La Psicoterapia breve caracteroanalítica (P.B.C.). ECS.Vol 12. Publicaciones Orgón. Valencia, 1992.
(1994 b) "Contacto-vínculo-separación, sexualidad y autonomía yoica". Publicacions Orgón. Valencia, 1994.
(1996c) "Lo existencial y lo transcendental durante el proceso
(1997b) "Ecología infantil y maduración humana" en colaboración con
M.S. Pinuaga. Publicaciones Orgón. Valencia, 1997.
(1997c) "The word use with a borderline structure (coverture narcissistic-histeric-masochist) during the post-reichian Characteranalytic Vegetotherapy. Actas del Congreso de al Europoean Associatioon of Body Psychotherapy. Viena, Austria, 1997.
(1997d) "El grupo en la clínica post-reichiana" Actas I Congreso Iberoamericano de Psicodrama. Salamanca, 1997.
(1997 e) "Wilhelm Reich ,100 años" en colaboración.Publicaciones orgon.Valencia
(200O) "Al alba del sigloXXI". Ensayos ecológicos postreichianos".Publicaciones orgon.VAlencia

ABBREVIATIONS

— ECS: Energía, Carácter y Sociedad.
— SO: Scienzes Orgonomiques — Scienza Orgonomica.
— IZO: Internationale Zeitschrift für Orgonomie.
— JO: Journal of Orgonomy.
— ECS (i): Energía, carattere e societá.
— WRB: Wilhelm Reich Blatter.
— AIO: Annals of the Orgone Institute.

* Los artículos seguidos de este símbolo se encuentran traducidos en la
biblioteca de la Escuela Española de Terapia Reichiana (ES.TE.R.).